?

Log in

No account? Create an account
У моей бабушки был старший брат, Виктор. - Cuadernos de anotar la vida
May 7th, 2016
02:45 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
У моей бабушки был старший брат, Виктор.
Всего их было четверо детей, но этот брат был ей ближе всех. Он уехал из их родного села в Мурманск; когда к 16летней бабушке начал тянуть лапы пьянчуга-председатель сельсовета и ей пришлось фактически бежать, моя прабабка отправила ее в тот же Мурманск к старшему брату, который взял ее под свое крыло.
В январе 41 года он был призван, в октябре 44го был убит. Мама рассказывала, что еще несколько лет не было дня, чтобы бабушка не плакала, вспоминая брата. И много-много лет бабушка периодически пыталась выяснить, где он похоронен, но безуспешно.
Бабушка умерла в 1994 году.
В 1995 году с помпой и фанфарами был открыт Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, особенной помпы и фанфар удостоилась Книга Памяти - по телевизору многократно показали красиво лежащие в музейной витрине тома в красных переплетах, я хорошо это помню.
В том же 95м мы с мамой были на Поклонной горе - мама очень хотела все-таки узнать, где же похоронен бабушкин брат, и по возможности туда съездить. Сотрудница отдела памяти вяло поковырялась в компьютере и сообщила нам, что никаких данных нет; а печатная версия Книги Памяти - она вообще в одном экземпляре только для витрины, а не чтобы в ней кто-то мог поискать своих близких.
Мама умерла в 2002 году, так ничего и не узнав.

Год назад, то есть в 2015 году, в ГООшечке в топике про День победы была ссылка на ОБД Мемориал. И вот по ней я, наконец, нашла: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56798626
Он погиб в Мурманской области, фактически недалеко от дома. И сведения об этом, заполненные аккуратным почерком, не сгорели, не утонули, не пропали под бомбежкой - нет, они аккуратненько хранились в Центральном архиве Министерства обороны РФ прошедшие после Великой Победы великого советского народа семьдесят гребаных лет! Ну ладно, не семьдесят, 62 - рассекретили их приказом Минобороны от 2007 года.

И это, к сожалению, друзья мои, всё, что нам надо знать о нашей родине.

Tags:

(12 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lilipu
Date:May 7th, 2016 12:58 am (UTC)
(Link)
Да (к последнему предложению).
[User Picture]
From:justnat
Date:May 7th, 2016 03:33 am (UTC)
(Link)
Да.
Я несколько раз предпринимала попытку отыскать могилу того из наших четверых, который официально числится погибшим. Остальны трое пропали без вести.
В прошлом году наконец пробила.
Узнала интересное.
Вот он в списках о потерях. Вот схема захоронения в лесочке в Польше. Вот данные о том, что эти захоронения переносились на такое-то огромное кладбище в той же Польше.
Теперь, что называется, внимание, следим за руками. Поляки - люди аккуратные. Но данных у них не было. Данные очень секретные. Поэтому в том лесочке Илья Констатинович был захоронен под своей фамилией, со схемкой в донесении. А на польском кладбище он - неизвестный солдат...
[User Picture]
From:orphanka
Date:May 7th, 2016 04:36 am (UTC)
(Link)
Да. Это все.
[User Picture]
From:polryby4
Date:May 7th, 2016 06:36 am (UTC)
(Link)
Можно посмотреть на эту ситуацию и иначе.
Прадед моего мужа (муж мой - француз) воевал в первую мировую, на которой и погиб. Семья его искала место захоронения, безуспешно. Было только известно, что его часть была разгромлена под некоей деревушкой в Германии, но на современной карте такого населенного пункта не было. В Вердене в мемориальном комплексе есть организации, помогающие в поисках участников первой мировой, но лет 30 назад они ничем помочь не смогли. А потом начали отцифровывать архивы, и лет 5 назад документация о гибели той части стала доступна в интернете. Где мой муж ее и нашел. И деревушка, как выяснилось, существует до сих пор, только была она в Эльзасе (который действительно был немецким на момент первой мировой). Семья туда съездила, там есть монумент в честь погибших, но имен на нем мало (а только в день его гибели погибла практически вся часть, 600 человек).
Так что хорошо, что информация сохранилась хотя бы и в "закрытом" виде, и хорошо, что теперь появились средства поиска по информации в электронном виде, и что есть люди, которые переводят информацию в доступный для поиска формат.
[User Picture]
From:erdweibchen
Date:May 7th, 2016 08:17 am (UTC)
(Link)
Ну Франция при этом не открывала монументов один грандиознее другого и не трындела каждый божий год про священную войну и "никто не забыт".
[User Picture]
From:polryby4
Date:May 7th, 2016 11:13 am (UTC)
(Link)
Монументы стоят в кадом городе, селе и хуторе, а уж комплекс в Вердене... Но, совершенно согласна, что этой памятью не торгуют и не используют ее для раздувания собственного самолюбия. Отношение к тому периоду сочетает уважение, печаль и интерес. Ну а что, люди строят свою жизнь, комплекса неполноценности у них нет, гиперкомпенсировать им ничего не надо...
[User Picture]
From:erdweibchen
Date:May 7th, 2016 02:33 pm (UTC)
(Link)
Вот именно, применительно к европейским мемориалам у меня слово "грандиозный" не просится.
Творение Церетели (самый высокий, мать вашу, монумент России) на той же Поклонной горе поставили в том же 1995 году, когда наврали нам с экрана ТВ, что вот теперь-то каждый может придти на Поклонную гору и узнать о судьбе своих близких.

Кстати, третий по высоте российский военный памятник (уступает еще только волгоградской Родине-Матери) - Защитникам советского заполярья, установлен в Мурманске к 30летию разгрома немецких войска в Заполярье, то есть в 74м году. На это ресурсы нашлись гораздо раньше, чем на то, чтобы сестра, жена и дети защитника знали, где он лежит.

Edited at 2016-05-07 04:11 pm (UTC)
[User Picture]
From:kkkiarra
Date:May 7th, 2016 07:21 am (UTC)
(Link)
Я вечером напишу. Я собираюсь с силами. Спасибо, я как раз второй думала- написать или промолчать. Напишу

Да собственно чо. У нас похожая история. Дел служил срочную на новой литовско- немецкой границе. С 20 июня о нем ничего. Пропал без вести - вполне позорный вердикт. В обд мемориал лежат копии всех бабушкиных запросов. Я запрашивала подольский архив в 96 и 99. Ничего. В 2010 выяснилось, что данные Германия передала в 1953
У нас дело осложняется тем, что неверно прочли фамилию в немецких документах. И неверно транскрибировали обратно на русский.
Ну и теперь город полон плакатами "помним . Гордимся". Мне гордиться не кем. Я, стало быть, не с ними

Edited at 2016-05-07 07:38 am (UTC)
[User Picture]
From:iren_adler
Date:May 7th, 2016 09:09 am (UTC)
(Link)
как печально...
[User Picture]
From:aqva
Date:May 7th, 2016 09:54 am (UTC)
(Link)
.
[User Picture]
From:linia_o
Date:May 7th, 2016 12:32 pm (UTC)
(Link)
В любой другой стране бСССР написали бы "И вот, через 15 лет после освобождения от советской оккупации, наша страна рассекретила архивы"...

Очень печально, что люди могли узнать судьбу своих потерянных близких, а им не дали просто так, из бюрократических (то есть идиотских) соображений.
[User Picture]
From:backstreetjoy
Date:May 7th, 2016 06:49 pm (UTC)
(Link)
Это так.
С моим прадедом так же было. Был ранен, восстановился, вернулся на фронт, снова был ранен - а потом "погиб" без информации. У него остались четверо детей. Оккупацию младшая дочка не пережила.

Узнали, где он похоронен, только после рассекречивания архивов, в 2007 же. О том, что он был награжден, вообще раскопала только я, два года назад.

Громкие слова о памяти означают только одно - кто-то громко орет о памяти.
Powered by LiveJournal.com